Кнутом или пряником?

Андрей ГУСЕВ
26.10.2020 13:07
К проблеме соблюдения масочного режима в общественном транспорте.

    На прошлой неделе вступило в силу постановление областного правительства о соблюдении масочного режима при посещении предприятий сферы услуг и поездках на общественном транспорте. Согласно постановлению в общественный транспорт теперь не должны допускаться пассажиры без средств, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания. Перевозчик также обязан исполнять требования по обязательному использованию масок. В случае несоблюдения масочного режима пассажиру вправе отказать в обслуживании.

    Мы понаблюдали, много ли людей надевают маски в троллейбусах и маршрутках областного центра.

   Под настороженными взглядами

    …На прошлой неделе пришлось с утра ехать на 25-м автобусе. Когда я зашел в салон, увидел настороженные взгляды людей. Мне даже показалось, что на следующей остановке меня попросят выйти. Объяснение было простым – в маске в автобусе был один я. И водитель. В утренний час этот автобус едет в центр, набитый под завязку. Ни о какой социальной дистанции в нем, как, впрочем, и в других, речи нет. Значит, пассажиры должны сами задуматься об элементарных правилах санитарной безопасности. И по отношению к себе, и в отношении других. Но, увы…

    Собственно, масочный режим в общественных местах, в том числе на транспорте, никто ведь не отменял. Хотя основные ограничения у нас были сняты еще летом, коронавирус никуда не исчез. Поэтому здравомыслящие и относящиеся с заботой к своему здоровью люди продолжали использовать маски при походах в магазины и поездках по городу. Таких было, к сожалению, не очень много.

   Только без мата

    Теперь масочный режим вновь ужесточен. Однако ситуация на транспорте изменилась не сильно, хотя пассажиров и водителей в средствах санитарной защиты все-таки прибавилось. Но каждый ездит, как ему хочется.

    Вот вошла, например, в маршрутку женщина, сама в маске. Присаживается рядом с пожилым мужчиной, лицо у которого открыто.
  
    - Что ж вы, дедушка, без маски? - поинтересовалась она вежливо.

    В ответ дед ее разве что матом не послал, и она при первой же возможности пересела на другое свободное место.

    Словно предвидя, с каким хамством им придется столкнуться, в конце прошлой недели в рейсы отказались выходить несколько водителей одного из городских маршрутов. Действительно, как шоферу следует поступить, если в транспорте окажется пассажир без маски? Просить его выйти? Ждать, пока он это сделает, не трогаясь с места? Выводить из салона самому или вызывать полицию? Любой ответ влечет несколько вариантов неприятных последствий и самый ожидаемый - срыв расписания.

    Ситуацию в Калуге усугубляет транспортная реформа на северном направлении. Почему ее понадобилось проводить именно сейчас, когда еще не нормализовалась эпидемиологическая ситуация? Идет она с трудностями, жители окраин жалуются на удлинившиеся интервалы. В часы пик они подолгу ждут транспорта, уезжать приходится в переполненных салонах.

   Агитация и пропаганда

    Даже если пассажиры и знают о санитарных ограничениях, лишний раз предупредить их о необходимости соблюдения масочного режима не помешает. Это как раз тот случай, когда агитация и пропаганда вполне уместны.

    Что мешало повесить объявления «Вход только в маске» на дверях троллейбусов и маршруток? Да, они стали появляться, но далеко не везде и только с начала недели. Можно было бы показывать социальные ролики на имеющихся в салонах экранах, напоминать о необходимости ношения масок по громкой связи в троллейбусах. Но почему-то даже таких простых вещей, которые побуждают человека относиться ответственнее к себе и к другим, перевозчики не делают, хотя такие решения напрашиваются в первую очередь.
  
    Правила – для всех!

    За соблюдением масочного режима в общественном транспорте стало пристальнее следить региональное Управление административно-технического контроля. В отношении нарушителей возбуждают административные дела по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Причем неприятности ждут не только самих нарушителей, но и организации, которые допустили перевозку пассажиров без масок.

    Если УАТК использует метод кнута, то муниципалитет Калуги намерен действовать убеждением. «Масочные» рейды на транспорте будут проводить силами управления городского хозяйства. Главная цель таких проверок не штрафы.

    - Во время проведения рейдов надо будет посмотреть, пообщаться с людьми, постараться убедить их. Что касается штрафов, это крайняя мера. Постараемся бороться с нарушениями путем разъяснений и предупреждений, - отметил градоначальник Калуги Дмитрий Денисов. 

    Есть большие сомнения в том, что убеждение подействует на людей, уставших от давления тревожных новостей. И уж тем более на записных скандалистов и «ковид-диссидентов». 

    Как видим, набор инструментов воздействия на «безмасочников» невелик. Вряд ли кнут или пряник эффективны один без другого. Суть метода как раз и состоит в их совокупном применении. Кто-то и сам понимает, что правила для всех и их нужно соблюдать, если мы не хотим более тяжелых последствий. А кого-то придется заставить подчиняться этим писаным во благо правилам.

Фото: Владимир КОРМИЛЬЦЕВ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика