Шаг за шагом, век за веком

Виктор БОЧЕНКОВ
26.10.2020 14:51
Новая книга Андрея КУРБАЦКОГО приурочена к 300-летию Знаменского храма в Калуге.

    В августе этого года вышла в свет книга краеведа Андрея Курбацкого «Очерки истории церквей города Калуги». Презентация состоялась 5 сентября в центральной городской библиотеке имени Гоголя (Калуга) и 3 октября в культурном центре имени Дмитрия Жукова в Боровске. Знаменский храм передан ныне старообрядческой общине. Наш разговор с автором – о его труде.

   Школьные споры

    – Андрей Николаевич, если не ошибаюсь, вы с золотой медалью окончили калужскую школу № 24. Наверное, интерес к истории – из детства…

    – Я даже хотел стать историком. Большое влияние на меня оказали учитель истории Игорь Викторович Воронин (пришёл к нам в 8-м классе) и Ольга Владимировна Куксо (русский язык и литература). Они старались пробудить интерес не только к предмету, но и к подлинному научному анализу и исследованию. Хорошо помню наши свободные дискуссии, размышления, «что было бы, если бы…», где Игорь Викторович поощрял любые точки зрения при условии их аргументированности. А на уроках литературы Ольга Владимировна могла устроить «судебное заседание» в отношении литературного героя, мы должны были представлять одну из сторон: обвинение, защиту, суд… Я поступил в Московский государственный лингвистический университет, до 1991 года он назывался Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, на переводческий факультет. Это был исторический уголок Москвы, улица Остоженка. Здесь родился историк Сергей Соловьев. После вуза сменил профессию: обучился бухгалтерскому учету и поступил работать в международную аудиторскую компанию. По долгу службы пришлось много поездить по России и миру. В каждом городе я обязательно посещал местный исторический или краеведческий музей.

    – Но взяться за самостоятельное исследование пока не решались…

    – В 2000 году я гостил у своего голландского друга Франка Коолса в крошечном городке Кнегсел на юге Нидерландов. Недалеко был устроен мемориал, где некогда стояла маленькая приходская церквушка, разрушенная солдатами Наполеона. Контур фундамента был обозначен камнями, на месте алтаря возвышался памятный столбик с барельефом храма. Меня очень поразило, как голландцы сохраняют память о церквушке, разрушенной 200 лет назад! А к собственным историческим разысканиям я пришел через изучение родословной семьи. Тогда же получил навык работы с архивными документами. Совместно с брянским краеведом и издателем Олегом Вязьмитиным удалось подготовить к печати и издать несколько книг по истории Брянщины. Над последней книгой по истории церквей Калуги работал восемь лет. Самозабвенно и увлеченно, садился за письменный стол с удовольствием.

   Что говорят источники

    – Потому что это был не грант, не заказ, а внутреннее желание…

    – Зов сердца. На каком-то этапе книга стала главным делом жизни. Я изучал документы и фотографии из Российского государственного архива древних актов, Госархива Российской Федерации, Центрального государственного архива Московской области, архива Института истории материальной культуры РАН и других учреждений, фонды которых ранее слабо использовались исследователями калужской старины либо не использовались совсем. Особую значимость, на мой взгляд, представляет раздел, посвященный XVII веку, поскольку фонды Госархива Калужской области содержат лишь единичные документы этого периода. По документам писцовых книг XVII века изучена история всех калужских церквей с конца XVI столетия до середины XVIII. Удалось установить тождество некоторых разноименных церквей в документах разных лет. Это помогло проследить судьбу ряда храмов. В писцовых книгах очень часто тот или иной храм записывался не по имени главного престола, а по имени особо чтимого придела.

    – У вас и ХХ век тоже подробно изучен.

    – Фонд Калужского райисполкома в Государственном архиве Калужской области имеет крайние даты: 1929 – 1934 годы. Документов за 1934 – 1942 годы нет. Поэтому историю Калуги этого периода можно восстановить только по документам московских архивов. Глава, посвященная закрытию калужских церквей в 1930-е годы, написана по документам Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК и документам Мособлисполкома (Калуга входила в состав Московской области с 1929 по 1937 год). Там я рассказываю о закрытии тех калужских церквей, в отношении которых удалось обнаружить документы. В книге показаны методы, которые использовали власти. На примере Калуги можно увидеть, что происходило по всей стране. Калужане боролись, писали жалобы. Силы были неравными. Ходатайства церковного совета Знаменской церкви приведены в книге полностью. В 1989 году здание было передано старообрядческой общине Калуги, поэтому ее история занимает в книге заметное место.

    «Собственными силами…»

    Говоря о недавней истории прихода, священник Знаменской церкви Иоанн Курбацкий, брат автора книги, вспоминает признание предшественника отца Валерия Осташенко о тех событиях «перестроечных» лет: «Мы чувствовали себя, как телята, которых после тесного стойла выпустили на луг». Но прошли годы, и, освоившись, община дружно трудится над благоукрашением храма.

    – Краевед из Боровска Виктор Осипов отозвался о книге: «Это маленькая энциклопедия калужских храмов. Теперь, отталкиваясь от нее, есть возможность многое конкретизировать, находя нужные фонды и документы». 

    – Я упомяну один. В книге опубликовано Решение Калужского облисполкома от 24 марта 1989 года о передаче нашей общине здания Знаменской церкви. Оно закрепило обязательство провести ремонт «силами и средствами верующих». Об этом в своем ходатайстве мы тогда писали и сами. Это обязательство выполнено. 25 лет мы шли к тому, чтобы освятить основной Знаменский престол, проводя ремонтные работы только собственными силами. Торжество намечено на 15 ноября, если, конечно, ничто не помешает. Это станет еще одной исторической вехой. История продолжается. 

    – Храм изменился. А сама община? Ведь историю творят люди.

    – В числе наших прихожан не только коренные старообрядцы, но и люди, которые в итоге собственных духовных исканий обретают в старообрядчестве истинную Церковь. В последние пять-семь лет община пополнилась выходцами из Молдавии. Они этнические русские, потомственные старообрядцы. В Калуге у них ни родни, никого. Но, переселяясь, им важно выбрать именно то место, где есть храм. Калуга и Сухиничи – это удобно, по железной дороге, ведущей до Кишинева. И без них мы уже свою общину представить не можем.

Обложка книги2.jpg

Фото: Владимир КОРМИЛЬЦЕВ, Анна ОСИПОВА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика