Изменяя, сохранить

Виктор БОЧЕНКОВ
27.11.2020 13:29
О том, что главное в музее, каким он должен быть сегодня и не только…

    У каждого музея своё предназначение и своя судьба. Своя задача. Музейная экспозиция призвана раскрыть прошлое, его неповторимый образ, суть времени. Зачастую, чтобы сделать это доходчиво и ярко, нельзя обойтись без новых технологий сегодняшнего дня. Об этом наш разговор.

   Погрузиться в эпоху

    Гранты по большому счету – вспомоществование для музея, считает генеральный директор Калужского объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов. Глобальную реэкспозицию с их помощью провести нельзя. Выход – во включении музеев в национальные проекты.

    – Проблема переоборудования в первую очередь касается музеев в небольших городах, расположенных, условно говоря, «на трассе». В основном, и это характерно в том числе для нашей области, это музеи военные. Они появились в 1970–80-х годах. Конечно, сегодня их содержание нуждается в переосмыслении. В этом году к 9 Мая один такой музей, в Кременках, был полностью переоборудован. Сохранив сущность, заложенную еще в советское время (мемориал и историческое место), мы наполнили его современным содержанием. Для таких музеев не столько важна интерактивность, дорогостоящая и, кстати, сложная в эксплуатации (нельзя забывать, что её еще надо содержать), здесь интереснее создавать образ давно испытанными средствами воздействия.

    – Какими же?

    – Например, макет. Для Кременок был создан макет с линией обороны, где воспроизведены утраченные деревни, исчезнувшие дороги. Его размеры примерно два на два метра. Тут же представлены образцы военной техники: танков, бронетранспортеров, «катюш». Подлинники. Макет пользуется большим интересом. Люди понимают, о каких событиях идет речь, и могут воочию представить, что происходило: откуда наступал противник, почему Кременки - непокоренный рубеж. Могут использоваться инсталляции, позволяющие своей образностью погрузиться в эпоху. В частности, в тех же Кременках была воспроизведена изба, в которой находился штаб генерала Захаркина. Нет необходимости в дорогостоящих мультимедийных проектах, создающих «третью» реальность. Нужно учитывать, что и посещаемость у таких музеев меньше. Однако то, что музеи должны проводить реэкспозицию, – бесспорный факт.

    – А что же с Зайцевой Горой?

    – В этом гору на Зайцевой Горе к 9 Мая была решена последняя глобальная задача именно в рамках мемориала: зажжение Вечного огня. К ней шли несколько лет. Следующий этап – вопросы реэскспозиции. Нами предлагалось три проекта. Два не получили поддержку, третий мы дорабатываем с учетом опыта Кременок. Каждый конкретный музей и место должны сохранять индивидуальность. Но мы можем двигаться именно этапами. Единым махом все музеи привести в должное состояние невозможно.

   Назад, в сорок первый…

    На Ильинских рубежах, где в октябре 1941-го стояли подольские курсанты, предполагается не просто реэкспозиция (не в ней проблема), не реконструкция мемориала, а создание нового музейного комплекса. При этом необходимо сохранить уже имеющуюся мемориальность. Предусматривается воссоздание постоянно действующей линии обороны: не отдельных дотов, а целой площадки, которая стала бы местом для военно-исторических реконструкций, массовых мероприятий, посвященных событиям войны. Это даже больше, чем интерактивность, это своеобразное возвращение в октябрь 1941 года. Помимо этого, предполагается создание той классической инфраструктуры, которая для музеев давно признана: открытый парк техники, различные сектора: фотозоны, зоны изучения истории через игру и другие.

    – Как ни парадоксально, – признается Виталий Бессонов, – сталкиваясь с музейным посетителем, мы видим, что ему больше импонирует то, что сделано руками, - диорамы, интересные инсталляции. Мультимедийность – больше средство для получения информации. Музей – структура консервативная, он физически, по своей сущности, может не успевать за всеми технологиями, да это и не нужно.

    – Если она станет самоцелью, возникает риск превратить музей в развлекательный центр…

    – Мы должны максимально использовать ее для главного – сохранения исторической памяти и создания образа. Что касается Калуги, можно в качестве примера привести открытый в этом году музей Жукова. Глядя на мировой опыт, мы видим, что всюду во главу угла ставятся именно те задачи, которые Музей решает традиционно: показ или популяризация предметов и коллекций. Они определяют и выбор средств.

    Примером удачного воплощения различных подходов может быть назван музей на Куликовом поле у соседей в Тульской области. Здесь – сочетание интерактивности, современных технологий, классического музея. Главное в музее - предметный ряд, культурные ценности, и они представлены весомо, эффектно. Благодаря разумному и оправданному сочетанию Куликово поле остается музеем, не превращаясь в театральную или игровую площадку.

    Мировая тенденция проявляет себя в расширении границ музейной деятельности. Экспозиции создаются на площадях, зачастую превышающих само помещение. Вопрос о музее – вопрос о человеке. И если человек «существо историческое», то каждая вещь в музее должна «говорить», вести за собой. Это зависит и от нашего желания пойти следом, понять язык истории. Музей становится школой (а школа – двустороннее общение), в высшем смысле – храмом предков, формируя прочувствованное родство с ушедшими поколениями и, если шире, с человечеством в целом. От осмысления задач, которые всегда необходимо иметь в виду, зависит и выбор средств создания экспозиций. Другое дело, как всё это решать в каждом конкретном случае. 

    Константин ГАВРИЛЕНКО, директор Музея бумаги «Бузеон» (Полотняный Завод):
    – Кто-то завлекает интерактивом, кто-то необычными стенами, кто-то настоящими животными и возможностью поиграть. Однако главное – люди, которые работают в музее, яркие личности, остальное уже мишура. В то же время должна соблюдаться логика места, художественная обстановка. Современная техника, например, как в Музее истории трактора в Чебоксарах, должна соответсвенно располагаться. Два момента: люди и логичность экспозиции. Иначе музей мертв, будет работать для галочки. Если посетителю комфортно и он видит, что его ждут (особенно тонко это чувствуют дети), ты можешь обойтись без современных технологий. Если у детей горят глаза, значит, всё удалось. 

100_4991.jpg

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика